ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
1-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
Лекция |
сентябрь |
Классные руководители Гнип М.П. Гашко Л.Н. Ахрамович С.Н. Гольцова Т.В. Борисова М.И. педагог-психолог Лях Е.А, врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» |
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Мастер-класс |
ноябрь |
Классные руководители Гнип М.П. Гашко Л.Н. Ахрамович С.Н. Гольцова Т.В. Лях Е.А, врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» |
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Форум |
январь |
Классные руководители Гнип М.П. Гашко Л.Н. Ахрамович С.Н. Гольцова Т.В. |
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Семинар-практикум |
апрель |
Борисова М.И. педагог-психолог |
2-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
Семинар-практикум |
октябрь |
Классные руководители Короткина Е.М. Рачковская Н.Н. Рысевец И.В. Лопаткина Т.Н. |
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
Круглый стол |
декабрь |
Классные руководители Короткина Е.М. Рачковская Н.Н. Рысевец И.В. Лопаткина Т.Н. Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А. |
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
Лекция |
февраль |
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А., педагог социальный |
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
Мастер -класс |
май |
Классные руководители Короткина Е.М. Рачковская Н.Н. Рысевец И.В. Лопаткина Т.Н. |
3-ий класс |
||||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Беседа |
сентябрь |
Классные руководители Рогожина Е.С. Гриб А.П. Смолякова А.Н. |
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
лекция |
декабрь |
Борисова М.И. педагог-психолог |
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Практикум |
январь |
Жуковец Г.А., педагог социальный Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А. |
4 |
Тема 4. Влияние отношений родителей с детьми на их полноценное развитие. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Занятие с элементами тренинга |
апрель |
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А., педагог социальный
|
4-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников. |
Лекция |
сентябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А. |
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
Круглый стол |
декабрь |
Жуковец Г.А., педагог социальный Классные руководители Шатуха М.В. Савич И.А. Осмоловская Н.В. Ладо Г.Н. |
3 |
Тема 1. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
Дискуссия |
февраль |
Борисова М.И. педагог-психолог Классные руководители Шатуха М.В. Савич И.А. Осмоловская Н.В. Ладо Г.Н. |
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Вебинар |
май |
Классные руководители Шатуха М.В. Савич И.А. Осмоловская Н.В. Ладо Г.Н. |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
5-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Семинар-практикум |
октябрь |
Классные руководители Богомья Ю.А. Чопчиц Н.В. Бушило А.С.
Борисова М.И. педагог-психолог Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А. |
2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
Семинар-практикум |
Ноябрь |
Классные руководители Богомья Ю.А. Чопчиц Н.В. Бушило А.С.
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А. педагог-социальный |
3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
Лекция |
февраль |
Борисова М.И. педагог-психолог Миронова Е.Г. педагог-социальный Классные руководители Богомья Ю.А. Чопчиц Н.В. Бушило А.С. |
4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Дискуссия |
май |
Жуковец Г.А. педагог-социальный Классные руководители Богомья Ю.А. Чопчиц Н.В. Бушило А.С. |
6-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Беседа |
сентябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А. педагог-социальный Классные руководители Лепеш Н.А. Паращенко Н.К. Козловский М.Н. |
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Лекция |
декабрь |
Борисова М.И. педагог-психолог Классные руководители Лепеш Н.А. Паращенко Н.К. Козловский М.Н. |
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Семинар-практикум |
март |
Борисова М.И. педагог-психолог Классные руководители Лепеш Н.А. Паращенко Н.К. Козловский М.Н. |
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Беседа |
Май |
Жуковец Г.А. педагог-социальный Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А. |
7- ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
Лекция |
сентябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А. |
2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
Беседа |
Ноябрь |
Жуковец Г.А. педагог-социальный
Денисов В.В. Инспектор ИДН Минского РУВД (по согласованию) |
3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
Занятие с элементами тренинга |
февраль |
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А. педагог-социальный |
4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
Семинар-практикум |
апрель |
Борисова М.И. педагог-психолог Классные руководители Щетинина А.А. Скранжевская Н.Д. Лях М.А. Шаколина И.К. |
8-ой класс |
||||
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Беседа |
октябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А. педагог-социальный |
2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
Лекция |
декабрь |
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А. педагог-социальный Денисов В.В. Инспектор ИДН Минского РУВД (по согласованию |
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Семинар-практикум |
март |
Борисова М.И. педагог-психолог
Жуковец Г.А. педагог-социальный Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А.
|
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Семинар-практикум |
май |
Борисова М.И. педагог-психолог
Жуковец Г.А. педагог-социальный |
9-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Семинар-практикум |
сентябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог
Классные руководители Митина Л.В. Паращенко С.И. Борисова М.И.
|
2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
Занятие с элементами тренинга |
ноябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог
Жуковец Г.А. педагог-социальный |
3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Беседа |
февраль |
Борисова М.И. педагог-психолог
Жуковец Г.А. педагог-социальный
Классные руководители Митина Л.В. Паращенко С.И. Борисова М.И.
|
4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
Семинар-практикум |
апрель |
Борисова М.И. педагог-психолог
Жуковец Г.А. педагог-социальный Классные руководители Митина Л.В. Паращенко С.И. Борисова М.И.
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
10-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. |
Лекция |
сентябрь |
Жуковец Г.А. педагог-социальный Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А.
|
2 |
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
Дискуссия |
ноябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог
Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А. |
3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. |
Лекция |
февраль |
Борисова М.И. педагог-психолог Жуковец Г.А. педагог-социальный Классные руководители Шавель В.Ю. Козлова В.В. |
4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
Дискуссия |
апрель |
Борисова М.И. педагог-психолог
Классные руководители Шавель В.Ю. Козлова В.В. |
11-ый класс |
||||
1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. |
Беседа |
октябрь |
Борисова М.И. педагог-психолог
Классный руководитель Коламейчук И.В. |
2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Лекция |
декабрь |
Борисова М.И. педагог-психолог
Жуковец Г.А. педагог-социальный Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника» Лях Е.А.
Денисов В.В. Инспектор ИДН Минского РУВД (по согласованию) |
3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
Дискуссия |
март |
Жуковец Г.А. педагог-социальный
Классный руководитель Коламейчук И.В. |
4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Семинар-практикум |
май |
Жогал С.В. педагог-психолог Классные руководители Чернейко М.А., участковая медсестра УЗ «МЦРБ филиал № 1 Атолинская больница «Прилукская средняя школа» |