План проведения

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки  проведения

Ответственные

1-ый класс

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

Лекция

сентябрь

Классные руководители

Гнип М.П.

Гашко Л.Н.

Ахрамович С.Н.

Гольцова Т.В.

Борисова М.И. педагог-психолог

Лях Е.А, врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

Мастер-класс

ноябрь

Классные руководители

Гнип М.П.

Гашко Л.Н.

Ахрамович С.Н.

Гольцова Т.В.

Лях Е.А, врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

Форум

январь

Классные руководители

Гнип М.П.

Гашко Л.Н.

Ахрамович С.Н.

Гольцова Т.В.

4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

Семинар-практикум

апрель

Борисова М.И. педагог-психолог

2-ой класс

1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

Семинар-практикум

октябрь

Классные руководители

Короткина Е.М.

Рачковская Н.Н.

Рысевец И.В.

Лопаткина Т.Н.

2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Круглый стол

декабрь

Классные руководители

Короткина Е.М.

Рачковская Н.Н.

Рысевец И.В.

Лопаткина Т.Н.

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

Лекция

февраль

Борисова М.И. педагог-психолог

Жуковец Г.А., педагог социальный

4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

Мастер -класс

май

Классные руководители

Короткина Е.М.

Рачковская Н.Н.

Рысевец И.В.

Лопаткина Т.Н.

3-ий класс

1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Беседа

сентябрь

Классные руководители

Рогожина Е.С.

Гриб А.П.

Смолякова А.Н.

2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

лекция

декабрь

Борисова М.И. педагог-психолог

3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

Практикум

январь

Жуковец Г.А., педагог социальный

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

4

Тема 4. Влияние отношений родителей с детьми на их полноценное развитие.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

Занятие с элементами тренинга

апрель

Борисова М.И. педагог-психолог

Жуковец Г.А., педагог социальный

 

4-ый класс

1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

Лекция

сентябрь

Борисова М.И. педагог-психолог

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

Круглый стол

декабрь

Жуковец Г.А., педагог социальный

Классные руководители

Шатуха М.В.

Савич И.А.

Осмоловская Н.В.

Ладо Г.Н.

3

Тема 1. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

Дискуссия  

февраль

Борисова М.И. педагог-психолог

Классные руководители

Шатуха М.В.

Савич И.А.

Осмоловская Н.В.

Ладо Г.Н.

4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Вебинар

май

Классные руководители

Шатуха М.В.

Савич И.А.

Осмоловская Н.В.

Ладо Г.Н.

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы

проведения

Сроки проведения

Ответственные

5-ый класс

1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Семинар-практикум

октябрь

Классные руководители

Богомья Ю.А.

Чопчиц Н.В.

Бушило А.С.

 

Борисова М.И. педагог-психолог

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

Семинар-практикум

Ноябрь

Классные руководители

Богомья Ю.А.

Чопчиц Н.В.

Бушило А.С.

 

Борисова М.И. педагог-психолог

Жуковец Г.А. педагог-социальный

3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

Лекция

февраль

Борисова М.И.

педагог-психолог

Миронова Е.Г. педагог-социальный

Классные руководители

Богомья Ю.А.

Чопчиц Н.В.

Бушило А.С.

4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

Дискуссия

май

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Классные руководители

Богомья Ю.А.

Чопчиц Н.В.

Бушило А.С.

6-ой класс

1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

Беседа

сентябрь

Борисова М.И. педагог-психолог

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Классные руководители

Лепеш Н.А.

Паращенко Н.К.

Козловский М.Н.

2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Лекция

декабрь

Борисова М.И. педагог-психолог

Классные руководители

Лепеш Н.А.

Паращенко Н.К.

Козловский М.Н.

3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Семинар-практикум

март

Борисова М.И. педагог-психолог

Классные руководители

Лепеш Н.А.

Паращенко Н.К.

Козловский М.Н.

4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

Беседа

Май

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

7- ой класс

1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

Лекция

сентябрь

Борисова М.И. педагог-психолог

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

Беседа

Ноябрь

Жуковец Г.А. педагог-социальный

 

Денисов В.В.

Инспектор ИДН Минского РУВД (по согласованию)

3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

Занятие с элементами тренинга

февраль

Борисова М.И. педагог-психолог

Жуковец Г.А.

педагог-социальный

4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

Семинар-практикум

апрель

Борисова М.И.

педагог-психолог

Классные руководители

Щетинина А.А.

Скранжевская Н.Д.

Лях М.А.

Шаколина И.К.

8-ой класс

1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Беседа

октябрь

Борисова М.И. педагог-психолог

Жуковец Г.А.

педагог-социальный

2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

Лекция

декабрь

Борисова М.И. педагог-психолог

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Денисов В.В.

Инспектор ИДН Минского РУВД (по согласованию

3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

Семинар-практикум

март

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

 

4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Семинар-практикум

май

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Жуковец Г.А. педагог-социальный

9-ый класс

1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Семинар-практикум

сентябрь

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Классные руководители

Митина Л.В.

Паращенко С.И.

Борисова М.И.

 

2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Занятие с элементами тренинга

ноябрь

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Жуковец Г.А. педагог-социальный

3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

Беседа

февраль

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Жуковец Г.А.

педагог-социальный

 

Классные руководители

Митина Л.В.

Паращенко С.И.

Борисова М.И.

 

4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

Семинар-практикум

апрель

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Классные руководители

Митина Л.В.

Паращенко С.И.

Борисова М.И.

 

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

п/п

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Формы проведения

Сроки

проведения

Ответственные

10-ый класс

1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

Лекция

сентябрь

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

 

2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

Дискуссия

ноябрь

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи.

Лекция

февраль

Борисова М.И.

педагог-психолог

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Классные руководители

Шавель В.Ю.

Козлова В.В.

4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

Дискуссия

апрель

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Классные руководители

Шавель В.Ю.

Козлова В.В.

11-ый класс

1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Беседа

октябрь

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Классный руководитель

Коламейчук И.В.

2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

Лекция

декабрь

Борисова М.И.

педагог-психолог

 

Жуковец Г.А. педагог-социальный

Врач-педиатр УЗ «МЦРБ «Гатовская поликлиника»

Лях Е.А.

 

Денисов В.В.

Инспектор ИДН Минского РУВД (по согласованию)

3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Дискуссия

март

Жуковец Г.А. педагог-социальный

 

Классный руководитель

Коламейчук И.В.

4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

Семинар-практикум

май

Жогал С.В.

педагог-психолог

Классные руководители

Чернейко М.А., участковая медсестра УЗ «МЦРБ филиал № 1 Атолинская больница «Прилукская средняя школа»