Новости безопасности

Как не получить травму при гололеде
 

  ГОЛОЛЕД – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).

  Обычно гололед наблюдается при температуре воздуха от 0'С до минус 3'C. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров.

  ГОЛОЛЕДИЦА – это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ГОЛОЛЕДА (ГОЛОЛЕДИЦЫ)

  Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой).

  Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами. Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

  Гололед зачастую сопровождается обледенением. В этом случае особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРАВМЫ

  Обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи. Оформите бюллетень или справку о травме, которые могут быть использованы Вами при обращении в суд по месту жительства или по месту получения травмы с исковым заявлением о возмещении ущерба.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Повсеместное внедрение и использование компьютерных информационных технологий, безусловно, создает возможности для более эффективного развития экономики, политики, общества и государства в целом. Однако совершенствование и применение высоких технологий приводит не только к укреплению информационного общества, но и появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность.

Экспоненциально увеличивающийся поток информации и преобладание цифровой информации в образовательной среде современной школы актуализируют проблему профилактики цифровой безопасности современных школьников. Особое место в данном вопросе принадлежит профилактике цифровой зависимости школьников, поскольку дети проводят в интернете довольно много времени.

Как известно, интернет не только содержит множество полезной информации и предоставляет выбор развлечений, но и таит массу угроз, которые могут повлиять и на материальное состояние семьи, и на психологическое здоровье детей.

На текущий момент возраст интернет-пользователя снизился настолько, что порой пятилетние малыши обращаются с компьютером и мобильными устройствами более ловко, чем взрослые. Помимо всех известных положительных моментов, интернет несет в себе опасность, которая может затронуть даже пользователей младшего дошкольного возраста.

Рассмотрим основные угрозы, которым подвергается молодежь в современном киберпространстве.

  1. ВИШИНГ

Вишинг – один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии. Он заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную связь и выдавая себя за сотрудников банков (или правоохранителей, что особенно часто происходит в последнее время), под различными предлогами выясняют у потерпевших сведения о наличии банковских платежных карточек (далее – БПК), сроках их действия, CVV (CVC)-кодах, паспортных данных, смс-кодах с целью хищения денежных средств. В ряде случаев злоумышленникам известны некоторые реквизиты БПК, а также анкетные данные лиц, на имя которых они эмитированы.

В большинстве случаев при совершении звонков потерпевшим преступники используют IP-телефонию, которая позволяет маскировать телефонные номера под номера белорусских операторов связи. Кроме этого, зачастую злоумышленники используют мессенджеры Viber и WhatsApp, в которых существует возможность использования виртуальных номеров. Также преступники маскируются под логотипом узнаваемых белорусских банков, вводя в заблуждение потенциальных жертв.

Злоумышленники звонят жертве и от имени банковского сотрудника сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с БПК, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит, либо производит подозрительную оплату. Завладев реквизитами карты, преступники осуществляют хищение денежных средств с банковского счета потерпевшего.

В последнее время наиболее актуальная схема – побуждение жертвы открыть кредит. Злоумышленники сообщают жертве о том, что якобы кто-то посторонний пытается открыть кредит на ее имя, и для его деактивации необходимо самостоятельно обратиться в банк и открыть кредит, переслав впоследствии реквизиты счета.

  1. ФИШИНГ

Фи́шинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Фишинг используется для получения доступа к учетным записям пользователей самых различных ресурсов, но зачастую он применяется для хищения данных пользователей торговых онлайн-площадок.

Для этого злоумышленники подменяют страницу используемого жертвой интернет-сервиса на мошенническую, которая внешне является двойником оригинала. Фишинговая страница может иметь сходство с разными сервисами: Kufar, Белпочта, службой доставки, банками, ЕРИП и т. д. В соответствии с этим может использоваться разный предлог для перехода на страницу преступником (забрать зачисленные им деньги, подтвердить получение посылки на почте или в службе доставки, подтвердить прием средств на одном из банковских сервисов и т.д.). Невнимательный интернет-пользователь может и не заметить подмены, так как подобные страницы визуально схожи с оформлением оригинальных сайтов. Когда пользователь заходит на такую поддельную страницу и вводит логин и пароль, они становятся доступны мошенникам.

Стоит отметить, что применяемая злоумышленниками схема хищений характерна не только для Беларуси. Столь же системно эти преступления совершаются в отношении пользователей схожих ресурсов, ориентированных на иные государства СНГ: России (avito.ru), Украины (olx.ua), Казахстана (olx.kz) и др.

 

 

  1. СВАТИНГ

Сватинг – заведомо ложный вызов полиции, аварийно-спасательных служб, путем фальшивых ложных сообщений об опасности (например, о минировании, убийствах, захвате заложников).

Сватинг в первую очередь распространен в среде, где люди, чаще всего молодые, объединяются по каким-то целям. Например, в онлайн-играх. У них есть термин «вызвать милицию на дом» – когда для того, чтобы, к примеру, досадить обидчику, ему на дом вызывают правоохранителей, либо сообщают о минировании какого-либо объекта.

В последние годы сватинг из забавы любителей онлайн-игр и хакеров превратился в массовое явление и большую проблему для правоохранительных органов различных стран. Общественная опасность таких деяний состоит в том, что заведомо недостоверные сведения дезорганизуют нормальную работу объектов транспорта, предприятий, государственных органов и учреждений, организаций независимо от формы собственности. В свою очередь, это причиняет существенный экономический вред как субъектам хозяйствования, так и гражданам. При этом информация о возможном взрыве, поджоге либо иных действиях, предполагающих тяжкие последствия, способна посеять панику среди населения и внести неудобства в повседневную жизнь.

Стоит отметить, что ответственность за это преступление наступает с 14 лет. Наказание – штраф, арест, ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет. Если ребенку, сообщившему о ложном минировании, не исполнилось 14 лет, наступает административная ответственность родителей, а ребенка ставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

 

  1. ДДОС-атаки

DoS  – это атака на вычислительную систему с целью довести её до отказа, то есть создание таких условий, при которых добросовестные пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам (серверам), либо этот доступ затруднен. В настоящее время DoS и DDoS-атаки популярны тем, что позволяют довести до отказа практически любую систему.

Обычно атака организуется при помощи троянских программ. Предварительно трояны заражают недостаточно защищенные компьютеры обычных пользователей и могут довольно долгое время никак себя не проявлять на зараженном компьютере, ожидая команды от своего хозяина. Компьютер может подвергнуться такой атаке при посещении различных зараженных сайтов, при получении электронной почты или при установке нелицензионного программного обеспечения. Когда злоумышленник собирается начать атаку, он дает команду, и все ранее зараженные компьютеры начинают одновременно слать запросы на сайт-жертву.

Наиболее массовая DoS-атака в Беларуси была произведена экстремистскими каналами в 2021 году. Злоумышленники, намеренно утаивая информацию об уголовной ответственности за участие в DoS-атаке, привлекли к участию в ней более 10 тысяч граждан (преимущественно из числа молодежи). Практически все участники этого противоправного действия были установлены, а наиболее активные из них были привлечены к уголовной ответственности.

 

  1. ГРУМИНГ

Груминг – это вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью сексуального самоудовлетворения. Злоумышленник дистанционно нащупывает связь с ребенком через социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры, электронную почту. Затем может вынудить ребенка прислать фотографии интимного характера, вовлечь в изготовление порнографических материалов, склонить к интимной встрече в реальности.

От груминга отличают секстинг — это пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи: сотовых телефонов, электронной почты, социальных интернет-сетей.

Порой под влиянием ситуации или эмоций, может показаться, что переслать такие фото – хорошая идея. Чаще всего парни и девушки делают это флиртуя, поддавшись настойчивым уговорам, пытаясь развлечь своих друзей, чтобы получить их признание (чаще пересылают чужие фото, чтобы похвастаться), или же просто отомстить. Эта идея, прямо скажем, не очень хорошая: злоумышленник может воспользоваться такой доверчивостью во вред.

 

  1. КИБЕРБУЛЛИНГ

Кибербуллинг – травля пользователя через все каналы сетевого общения: социальные сети, форумы, чаты, мессенджеры. Проводить травлю могут как одноклассники, интернет-друзья и т.д., так и совершенно посторонние люди.

Эта форма психологического террора может принимать разные обличия: оскорбления через личные сообщения, публикация и распространение конфиденциальной, провокационной информации о жертве; физическая агрессия и так далее. Причины кибербуллинга: чувство превосходства, зависть, чувство превосходства над соперником, чувство собственной неполноценности, самореализация.

 Особо следует отметить способ воздействия запрещенным контентом. Ребенку могут показывать порнографические материалы, нанося ущерб психике, так как изображенное со временем перестанет восприниматься ребенком как аморальное поведение.

Угроза нового времени – так называемые группы смерти. И хотя обычно создателями таких групп являются сами подростки (цель – «хайп», жажда острых ощущений, желание доминировать и управлять другими), в подобных группах создается благоприятствующая атмосфера для культивирования суицидальных намерений.

 

  1. МОШЕННИЧЕСТВО В СОЦСЕТЯХ

В настоящее время особо актуальной становится проблема защиты аккаунтов в социальных сетях и противодействия различным формам и видам мошенничества. Наиболее типичные способы обмана в соцсетях сегодня таковы:

Предоплата

Злоумышленники размещают объявления о продаже каких-либо товаров по бросовым ценам, но для его получения (якобы посредством почтовой пересылки или службы доставки) требуется перечисление предоплаты или задатка на указанные «продавцом» банковскую карту, электронный кошелек. Обычно после перечисления ожидаемый товар так и не поступает, а «продавец» перестает выходить на связь.

Шантаж и вымогательство

В некоторых случаях злоумышленники могут угрожать разглашением различных компрометирующих сведений с целью вымогательства.

Социальные сети – это кладезь персональной информации о человеке. Получив несанкционированный доступ к страницам в социальных сетях, переписке электронных почтовых ящиков и облачным аккаунтам и завладев изображениями, не предназначенными для публичного просмотра, преступники вступают в переписку с потерпевшими, требуя разные денежные суммы и угрожая в случае отказа распространить их в интернете.

Онлайн-игры

Индустрия производства игр для персональных компьютеров и мобильных гаджетов давно стало высокодоходным бизнесом. Не удивительно, что повышенным вниманием она пользуется и у мошенников. Ценность тут представляют и аккаунты пользователей, к которым нередко привязаны реквизиты БПК для покупки игровых преимуществ, и коллекционные предметы, которые игроки также нередко приобретают за реальные деньги.

 

  1. СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Существенную часть своей жизни современные дети и подростки проводят в интернете, а значит без базовых знаний в области кибербезопасности им, как и взрослым, не обойтись. Чем раньше начать прививать навыки безопасного взаимодействия с виртуальной средой, тем прочнее они усвоятся. И станут такими же естественными, как мытье рук. В связи с чем, сотрудники отделения по противодействию киберпреступности криминальной милиции УВД Минского райисполкома рекомендуют:

  1. Советоваться с родителями

Если ребенок хочет зарегистрироваться на каком-либо сайте, создать профиль в социальной сети и выложить свои фотографии, лучше перед этим посоветоваться с родителями. Взрослый человек сможет лучше проанализировать ситуацию и понять, опасен ли сайт, а также помочь выбрать снимки, которые можно выложить на всеобщее обозрени

 

  1. Установить дистанционный контроль

Функция «родительского контроля» – это и как специализированное ПО, так и услуги провайдера, которые включает в себя стандартный набор функций. А именно:

  • ограничение времени нахождения ребенка в сети;
  • ограничение времени пользования компьютером;
  • возможность создания графика с допустимыми часами работы в течение дня;
  • блокировка сайтов с запрещенным контентом;
  • ограничение на запуск приложений (например, игр и иных приложений) и установку новых программ;
  1. Беречь личные данные

Даже если ребенок думает, что хорошо знает человека, с которым общается онлайн, не нужно рассказывать подробности о себе и о родителях. Номер телефона, адрес, номер школы и класса, место работы родителей и их график, время, когда в квартире нет взрослых, а также данные из документов, номера банковских карт – такую информацию ни в коем случае нельзя передавать другим людям.

  1. Не делиться информацией о знакомых

Правило, приведенное выше, распространяется и на других людей. Не нужно рассказывать про друзей и одноклассников, сообщать, где они живут и учатся, какие кружки посещают. Нельзя показывать их фотографии – ни выкладывать их в своих профилях в социальных сетях, ни тем более в частной переписке.

Если хочется выложить групповое фото с праздника или тренировки, сначала стоит обсудить это с теми, кто изображен на снимке. И лучше, если они сообщат родителям, что такое фото публикуется в интернете.

  1. Фильтровать информацию

Мошенники активно используют интернет в своих интересах. Они могут обманывать людей и манипулировать ими, давя на жалость или страх. Поэтому надо научиться скептически относиться к любой информации, размещенной в интернете, и не доверять слепо всему, что там пишут.

Серия видеороликов "Ребенок просто играл"

"Окно"

"Озеро"

"Лёд"

⚡️Уважаемые родители!!! Проблема незаконного наркооборота среди детей не теряет своей актуальности.‼️ ✍️Обратите внимание на некоторые признаки характерные для подростка потребляющего наркотики. Не делайте категоричный вывод только исходя из совпадения 1-2 признаков. Обязательно тактично и мягко поговорите с ребенком о своих опасениях.

💥Как понять, что ваш ребенок — наркокурьер. Четыре тревожных признака💥

👉👉Среди личных вещей вдруг появляются небольшие пакеты с замком ziplock, ручные весы, наборы простых черных магнитов, изолента. Вы замечаете белое порошкообразное вещество или кристаллообразное, синего или красного цвета.🚫
👉👉Подросток посылает с помощью мессенджеров скрины карт, снимки остановок, подъездов, канализационных труб, почтовых ящиков. Похожие фотографии хранятся в памяти его телефона. ❗️ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НАЛИЧИЕ В ТЕЛЕФОНЕ ПРОГРАММ, которые определяют КООРДИНАТЫ⚡️⚡️⚡️
👉👉У подростка появляются новые гаджеты, дорогая одежда. Когда у подростка появляется много денег, он не может ими правильно распорядиться. Он начинает тратить их на атрибуты псевдокрасивой жизни».
👉👉Подросток уходит в школу на несколько часов раньше (задерживается после школы, не говоря, где именно он был). Все это — до темноты.

Уважаемые родители! Вспомните о том, что до 18 лет ваши ДЕТИ - это ДЕТИ! И вы имеете полное право КОНТРОЛЯ!

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ

«КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА»

Если Вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, то будьте бдительны и не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и жизни. Распознать риск суицидального поведения у подростков и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, Вам поможет данная памятка.

Что в поведении подростка должно насторожить классного руководителя?

  1. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  2. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  3. Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  4. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  5. Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – это попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  6. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
  7. Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  8. Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  9. Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  10. Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  11. Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  12. Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  13. Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

ЧТО ДЕЛАТЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ, ЕСЛИ ОН ОБНАРУЖИЛ ОПАСНОСТЬ?

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли Вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию!
  • Обратитесь к психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ПОПЫТОК СУИЦИДА?

  1. Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  2. Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в учебной группе, ориентировать студентов на совместную деятельность и сотрудничество.
  3. Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько обучающихся становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  4. Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  5. Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире, – личность обучающегося. Помогите подросткам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  6. Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить Вас.
  7. Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с подростком или группой.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА»

 

Если Вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, то будьте бдительны и не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, Вам поможет данная памятка.

 

ЧТО В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ?

  1. Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  2. Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  3. Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  4. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  5. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание.
  6. Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  7. Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  8. Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  9. Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  10. Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  11. Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  12. Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

 

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ОНИ ОБНАРУЖИЛИ ОПАСНОСТЬ?

 

  • Если Вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже если Ваш сын или дочь отказывается от помощи, уделяйте ребенку больше внимания, чем обычно.
  • Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

 

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ПОПЫТОК СУИЦИДА?

 

  1. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого:

– расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

– придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;

– помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

  1. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  2. Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  3. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – это та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
  4. Дайте понять ребенку, что опыт поражения так же важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как Вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  5. Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны Ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  6. Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в каких ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в каких он еще нуждается в помощи и руководстве.
  7. Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что Вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом Вы освоите необходимые навыки, которые помогут Вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Детский травматизм

В нашей стране ежегодно констатируются факты гибели и травматизма детей. Это одна из серьёзных социально значимых проблем. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Дети получают ожоги, травмы, и не только на пожарах. В таких случаях возникает вопрос: где в этом момент были родители? Конечно, полностью исключить детский травматизм невозможно – от несчастного случая, не застрахован никто. Но задача родителей максимально обезопасить своего ребёнка. Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Пример взрослого для ребёнка заразителен.

Среди различных травм достаточно часто регистрируются и отравление у детей, причинами которых становятся небрежно хранящиеся лекарственные вещества и средства бытовой химии. Зачастую наиболее подвержены дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Известны случаи, когда во время игр дети случайно проглатывали не только опасные вещества, но и мелкие предметы – батарейки, монеты, пуговицы. Как правило, это происходит непроизвольно – ведь малыши стараются всё попробовать на вкус. Исход обычно зависит от размера, формы и вида предмета.

Как показывает практика, дети могут получить серьезные травмы из-за неосторожности при использовании легковоспламеняющихся жидкостей. Вспышки паров бензина, ацетона, некоторых спиртов и эфиров периодически становятся причиной возгораний, в результате которых дети попадают в больницу.

Но особенно часто можно услышать о трагических случаях, связанных с падением малышей из окон или с крыш. Происходит это по разным причинам: родители отвлеклись или вовсе отсутствовали дома, дети играли или опирались на москитные сетки, не выдержали стеклопакеты – случается разное. Чтобы избежать случаев выпадения из окон следует  установить блокираторы открывания окон либо специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более, чем на несколько дюймов, а также  не позволяйте ребенку играть на подоконнике.

Еще один из частых случаев травм детей являются игры на стройке. Ребятам нравится играть с песком, и они не понимают той опасности, которая им угрожает. Дети скатываются со склона или карабкаются наверх по песчаной горке. Но песок очень опасный, ведь обрушение грунта происходит моментально, и возможности выбраться из-под завала, практически нет.

Также водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана. Основными причинами несчастных случаев на воде с участием детей, как правило, являются недостаточный контроль со стороны родителей, незнание правил безопасного поведения и неумение плавать.

Ну и конечно пожары, возникающие по причине детской шалости с огнем – явление, к сожалению, далеко не редкое. Финал таких пожаров может быть очень трагичным. Почти все дети проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его потенциальную опасность. Бывают случаи, когда взрослые ввиду разных обстоятельств вынуждены оставлять детей на какое-то время без присмотра. Это опасно, особенно если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. Ведь в случае пожара они не смогут выйти из опасного помещения наружу.

Чтобы избежать непоправимых последствий  задача взрослых научить ребенка как правильно действовать в случае пожара, не доверять пользование электроприборами, печами и газовой плитой, а также не оставлять малолетних детей без присмотра. Следить за тем, как дети проводят свое свободное время, чем интересуются. А по возможности отвлекайте их от бесполезного времяпровождения.

ИЗМЕНЕНИЯ В КоАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

С 01 МАРТА 2021 ГОДА 

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность 

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за: 

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1); 

2) оскорбление (статья 10.2); 

3) мелкое хищение (статья 11.1); 

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3); 

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29); 

6) мелкое хулиганство (статья 19.1). 

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность. 

  

 

 

 

 

Будьте осторожны! Пожароопасный период начался

Палы не приносят никакой пользы, однако десятки людей каждый год бросают спичку, чтобы избавиться от прошлогоднего сухостоя. Выжигание сухой травы лишь уничтожает растения, распыляя полезные для почвы микроэлементы. Это приводит к обеднению растительности, повышению кислотности и уменьшению плодородности грунта. Практически все животные и насекомые, которые живут в сухой траве или на поверхности земли, погибают при сильном травяном пожаре. На пепелищах очень часто находят сгоревшие птичьи гнезда, грызунов, детенышей зайцев, ежей. Огонь наносит непоправимый урон природному разнообразию.

Огонь  на приусадебном участке или просто вблизи строений может запросто стать причиной возгорания и нанести ущерб, а то и полностью уничтожить постройки или припаркованный недалеко транспорт. Разбушевавшееся пламя трудно остановить и пострадать может не только имущество, но и сам поджигатель или случайно оказавшиеся на месте пожара граждане. Работникам МЧС известны случаи не только когда на глазах виновников огонь перекидывался на постройки, но и когда из-за палов гибли люди.

Для того, чтобы избежать беды, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • ни в коем случае не жгите траву. Кроме того, что это вредно для растений и животных, палы могут быть опасны и для человека. Не оставляйте горящий огонь без присмотра. Тщательно тушите окурки и спички перед тем, как выбросить их;
  • если вы заметили пожар – не проходите мимо. Начинающую гореть траву вы сможете потушить самостоятельно. При тушении подручными средствами можно сбивать пламя с кромки пожара связкой прутьев или веток лиственных деревьев, либо же забрасывать кромку пожара песком;
  • потушив пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова;
  • если же вы понимаете, что самостоятельно погасить пламя не удастся, немедленно сообщите о случившемся по телефону 101 и постарайтесь как можно быстрее покинуть место пожара.

Сжигать мусор на своем участке, конечно, можно, но при этом необходимо соблюдать элементарные правила безопасности, чтобы простая уборка участка не обернулась трагедией. Делать это нужно только в безветренную погоду. Костры лучше разводить вдалеке от зданий, леса или скирд соломы. Если ничего из перечисленного поблизости нет, вы готовы следить за огнем и под рукой есть огнетушитель или ведро с водой, значит вы все делаете правильно.

Костер должен быть не ближе 10 метров от построек, 20 – от леса и 30 – от соломы. Мангал или гриль устанавливают как минимум на расстоянии 4 метров от дома.

МЧС напоминает

 Разломать тонкий лёд, чтобы услышать заветный хруст под ногами, да ещё и прокатиться по гладкой поверхности льда, сколько же радости и веселья приносят эти забавы ребятне. Лед, который образовался на реках, словно «магнит» притягивает ребят проверить его прочность, что в свою очередь приводит к печальным последствиям. Ведь дети, выходя на лед, не задумываются о последствиях, которые их могут настигнуть, выбраться из которых не каждому под силу. Да и взрослые парой пренебрегают правилами безопасности, сокращая путь от одного берега к другому, или же выходят на не особо прочный лёд для ловли рыбы.

МЧС напоминает:

Человеку достаточно провести 15 минут в холодной воде, и все может закончиться самым плачевным образом. При температуре воды от 0 до -2°С летальный исход может наступить и после 10 минут.

Если же вы всё-таки заядлый любитель зимней рыбалки вам необходимо знать и соблюдать следующие правила:

- относительно безопасным называют лед толщиной не менее 7 см. Он зеленого или голубовато-зеленого цвета. Грязный, буро-серый лед обычно уже подтаявший и непрочный. Кстати, при температуре в 0°С, сохраняющейся на протяжении трех дней, прочность льда снижается на 25%;

- лед считается непрочным около устья рек и притоков, вблизи бьющих ключей и стоковых вод, а также деревьев, кустов и камыша;

- не проверяем прочность льда, прыгая на нем или ударяя ногой;

- правильно экипируемся к зимней рыбалке: берем с собой хотя бы минимальный набор спасательных средств: веревку, палку, доску, спасательный жилет, "кошки" для того, чтобы выбраться;

-нельзя сверлить десять лунок рядышком и скапливаться на льду большими группами.

Что делать, если провалился под лед

1. Не паникуйте. Спасение на 90% зависит от уверенности и психологического состояния провалившегося под воду. Если поблизости есть люди – зовите на помощь.

2. Старайтесь не уходить под воду с головой.

3. Передвигайтесь к тому краю полыньи, откуда идет течение. Добравшись, постарайтесь налечь грудью на край льда и, закинув ногу, выбраться на лед. Даже если лед обламывается, не оставляйте попыток выбраться наверх.

4. Когда основная часть туловища окажется на льду, отползите или откатитесь подальше от полыньи. Медленно и осторожно ползите до безопасного места, возвращайтесь обратно по своим следам.

5. Выбравшись на сушу, снимите и отожмите промокшую одежду. Двигайтесь и делайте силовые упражнения, разведите костер. Вызывайте скорую помощь.

Если вы стали свидетелем того, как кто-то провалился под лед:

Оказывая помощь провалившемуся под лед человеку, будьте осторожны, чтобы спасать не пришлось уже двоих.

Первое – не паникуем и думаем, что можем сделать и в наших ли это силах. Возможно, лучшим решением будет позвать на помощь более опытного человека.

Вооружитесь палкой, шестом, веревкой или доской, осторожно ползите к полынье, равномерно распределяя вес вашего тела по поверхности, толкая спасательное средство перед собой.

Приблизившись на максимально возможное безопасное расстояние к полынье, протяните пострадавшему палку, шест или бросьте веревку.

Когда начнете вытягивать пострадавшего, попросите его работать ногами: так будет легче вытащить его из полыньи.

Вытащите пострадавшего в безопасное место и окажите первую помощь, необходимую при переохлаждении организма. Вызовите скорую.