Готовим ребенка к письму
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5—6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.
В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей пяти—шести лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх—низ, ближе — дальше, под—над, около —внутри и т. д.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма.
При обучении письму возникают противоречия между психофизиологическими особенностями ребенка — его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др.— и дидактическими задачами.
Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; плетение из ниток; завязывание узелков; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора; всасывание пипеткой воды из стакана; пересыпание мелких круп и т. д.
Для подготовки руки к письму можно предложить детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится нами в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку (круговая штриховка от центра рисунка); штриховку длинными параллельными отрезками. Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче — на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Коротко их можно сформулировать так.
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола.
Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая — лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
Положение кисти пишущей руки.
Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного — легко кладется сверху (расстояние — 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.
Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.
Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап — самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.
Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Работу по ознакомлению с контуром буквы следует начинать с развития у детей пространственных отношений. Задания, направленные на развитие пространственных отношений, могут быть даже в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга и т. д.
После детальной проработки с детьми вышеописанных упражнений целесообразно приступить к знакомству с рабочей строкой и правилам работы с ней. Ребенок учится работать в строке слева направо в ограниченном пространстве.
Первоначально рабочая строка должна быть достаточно широкой (2 см), а затем строка уменьшается до 1 см, 0,5 см.
Работу можно организовать следующим образом Дети рассматривают в рабочих строках предметы и обводят их по контуру в направлении, заданном стрелкой. Затем работа усложняется. Ребята обводят контур предмета, который располагается в строке, над строкой, под строкой, что соответствует расположению букв и их элементов в рабочих строках.
Постепенно упражнения становятся более сложными. Детям предлагается самостоятельно вписать недостающий контур предмета в рабочую строку.
После тщательной подготовки целесообразно приступить к знакомству с контуром букв и их элементов. Дети рассматривают букву, находят ее в предметах, дорисовывают ее контур, делят букву на элементы, вырезают элементы и собирают из них букву. После такой работы можно предложить обвести букву, ее элементы по контуру, найти ее в письменных текстах.
Задания могут быть даны на отдельных карточках или в отдельных тетрадях, имеющих небольшое количество страниц.
Как показывает практика, предложенная методическая система подготовки ребенка к письму наиболее полно учитывает возрастные возможности 5—6-летних детей, способствует их развитию, обеспечивает формирование необходимых каллиграфический умений.